Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Куб данных

Это условное название трехстороннего массива данных, получаемых в ходе применения разнообразных методик шкалирования. В области психодиагностики это такие известные методики как «семантический дифференциал» и «тест личностных конструктов». В этом случае сторонами «куба» оказываются Испытуемые, Объекты шкалирования и Шкалы. В тесте конструктов на месте объектов оказываются «персонажи, выполняющие репертуарные роли», а на месте шкал — сами личностные конструкты. Этот класс методик нередко называют «техника репертуарных решеток». В методе независимых экспертных оценок тоже получается «куб данных». Если эксперты оценивают объекты (или варианты решения проблемы) по различным шкалам-критериям, то сторонами трехстороннего массива оказываются Эксперты, Решения и Критерии. Существует множество алгоритмов анализа «куба данных», с помощью которых строятся индивидуальные и групповые «семантические пространства» (в результате факторного анализа или многомерного шкалирования), а также «древовидные кластерные модели» (в результате кластерного анализа). Автор теории ОТК (А.Г.Шмелёв) в свое время опубликовал методологическую статью о том, что «куб данных» является признаком особой парадигмы в современных экспериментально-психосемантических и индивидуально-психодиагностических исследованиях под названием «субъектная парадигма анализа данных» (в противоположность «объектной парадигме», принятой в традиционной психометрике и тестологии). Применение этой парадигмы позволяет раскрыть различия в индивидуальных моделях определенной конкурентной ситуации в сознании соперников, что облегчает поиск конструктивных способов сближения взглядов на эту ситуацию. См. также словарные статьи «Многомерное шкалирование», «Личностное семантическое пространство», «Тест личностных конструктов».